Интервью и статьи из журналов в формате PDF

Хорошо хоть в морду не дали…
Интервью http://mayday.rocks/?p=2638

Олег Утицин:

…Сам я — человек недалёкий. От искусств недалёкий. От боевых.

А вот Анатоль Брусиловский он этих искусств — внутри. Настолько внутри, что взволнованные девушки пишут мне восторженные письма:

— Ах, ах!!! Нас комментируют культовые личности — Брусиловский — шестидесятник, художник, диссидент и безобразник, и Кирилов- барабанщик группы «Зоопарк»…

Смотрю — и правда, Брусиловский комментрирует:

«Я с самого начала был подписан на May Day — там были картинки какого-то Геннадиева — и всё! Ни словечка более! Я стал писать туда, умолять объяснить — в ответ только эхо… и геннадиевкие увражики… Долго дело длилось — и я запросился выйти оттуда… Тем более, что там стали появляться массивные бегства…»

…Люди искусства… Они же в мире фантазий живут. И не дай бог в этом мире чего-нибудь нарушить или слово неосторожное сказать — сразу лезут морду бить: «Ничего вы (ты) говорят в этом искусстве не понимаете и не поймёте никогда, поэтому я вам (тебе) морду набью.

А я вот, когда учился на скульптора в кружке при Историческом музее, который на Красной площади, в те времена морду никому бить не лазил, кроме как Черницынским или Гольяновским. Но это же к изобразительным, например, искусствам отношение имеет очень слабое.

А Анатоль Брусиловский он же сразу же востребовал от меня, чтоб я ему открыл глаза на современное искусство.

А я людям глаза только закрывать умею.

Вот так и возникли параллельные реальности. Которые всё никак не могли пересечься. До тех пор, пока я не припомнил своих друзей художников, писателей и поэтов.

И в конце-концов, уселся я за клавиатуру и отшлёпал несколько вопросов шестидесятнику, художнику, диссиденту и безобразнику (напоминаю) Анатолю Брусиловскому.

Вот они, эти вопросы:

1. Анатоль, скажите, зачем советскому человеку надо было становится художником?

2. Мало того — чтобы становиться богатым и знаменитым, надо было превращаться художника антисоветского.

Или это объективная реальность, данная нам в ощущениях?

3.Мало того — даже не советские антисоветские художники были несчастливы и удручены своим существованием.

Это только вне творчества такие несчастья? Или это законы жанра биографической литературы?

4. Вы счастливы, Анатоль?
 Ну и получил ответы. Вот они:
— Я АБСОЛЮТНО счастлив и был таковым всю мою долгую жизнь. Я НИКОГДА не был совецким человеком, не работал в сов.учреждениях. ВСЁ моё окружение — родители, друзья, знакомые, коллеги — тоже не были совками ни коей мере. Даже официальные шизофреники не были «удручены своим существованием!» (у меня есть письма великого художника Ситникова с таким именно заявлением!).
В «антисовецкого» тоже я не превращался, делал то, что нравилось, в кайф! Жизнь была яркая, интересная, общение было талантливым, живи-не хочу!
Все эти ваши вопросы возникли на основании полного незнания фактов тогдашнего существования. Это результат воздействия сильно искаженной действительности средствами массовой…
Олег, читайте мою здоровенную (и основополагающую!) книгу «Студия» 2000г. изд-во Летний сад (и у меня на сайте!). Там всё подробно и аргументированно.), Вы, Олег, умница и хороший человек — но, ещё слишком молодой для понимания этих сложных вопросов!
 — Ну, а что я говорил вам раньше?…
— Олег! Ладно, сдаюсь! Не пишите про меня, коли неохота! Пишите, хоть что нибудь! Я хочу, чтобы вы были в пределах досягаемости. Чтобы вы были. Вы — свежий человек. Не отягощённый условностями, довольно искренний! Ну, ни хрена не знаете про давние далёкие события! Ну, ничего не понимаете в современном искусстве… Ладно, не в этом дело. Давайте, пишите! Щас, снова услышу: «вот, привязался»… Да! Не отстану!.
— Я же сразу говорил, что я по криминалу, а вы, которые от искусства, не колетесь ни фига, а у меня даже косвенных доказательств на вас не собрано (щутка идиотская). Хотя, не исключаю, что я оба ваши ответа на свои вопросы опубликую со ссылкой на книгу. Мне надо подумать чутка…
И вот нам этом этапе наше общение с Анатолем Брусиловским вдруг перескочило на какую-то астральную ступеньку…
— Ааааа, — вдруг написал мне Анатоль.
Так и написал — Ааааа…
Ну и добавил к этому возгласу:
— Пришлите фоточку! Я физиогномист, видите ли. Хорошо понимаю по лицу!. Затем знак зодиака — евро. и китайский. Затем год р. и род занятий сейчас (в смысле — чем деньги зарабатываете… Надеюсь, вы согласны? Не смутил?)
…Смутил, конечно. Я фоточек своих не люблю с тех пор, как кагэбешники фоточки мои изымали при обысках у моих учеников и друзей, а потом предъявляли им в качестве улик на допросах. Тоже, физиогомикой, наверное, интересовались. В результате, я прямо ответил Анатолю:
—  Не то что евро, я и рубля вам не пришлю….
— Опять. Я про европейский гороскоп. Евро у меня, слава Богу есть достаточно. И — не заедайтесь!
— В Яндексе мою фамилию наберите, там до фига всего…
 …Посмотрев Яндекс Брусиловский сообщил мне:
— Смотрел яндекс. Мы коллеги — я член союза журналистов с 1960-го!
11391124_1114147701935181_2597442131889077284_n
 — Вот как член члену скажите, — заинтересовался я. — Вы сколько лет туда оброк не платите, в Союз членов?
— Почему же не плачу? Плачу! Вот недавно заплатил 500 рупий — я в международном отделе, что на метро Парк Горикова.
 — Удостоверением СЖ пользуетесь до сих пор? Почему вы помните год вступления? Торжественное событие было? Я вот не помню ни фига…
— Пользуюсь, причём по всему свету! Хожу в музеи бесплатно. Позавчера был в китайском… А я Китай — историю, литературу и философию неплохо знаю. Всю страну изъездил. Часто бываю…
— А вы же, наверняка, ещё и член Союза художников?
— А как же! Ещё я член союза Фотографов, был членом Кино, а уж к Писателям и не стал соваться, несмотря на множество книг!
— Многочлен, значит? — спросил я задумчиво — размышлял, на какой бы оптимистической ноте  завершить этот познавательный текст о выдающемся  человеке в мире искусства? И Анатоль, как творец, сам подсунул мне эту ноту:
— Ну, основной — при мне! — ответил он на мой вопрос.
И тогда в мире установилась гармония!

 

                                    Алексей Шульгин

Интервью, которое не хочется прервать

      Мне посчастливилось (этого скрывать я не собираюсь) познакомиться с человеком эпохи Возрождения в XXI веке. Ведь иначе Анатоля Брусиловского, простите, не классифицировать: он художник в самых разнообразных жанрах, актер, режиссер, дизайнер, ювелир, фотограф, писатель... и прочее, прочее. А еще - как никто – дирижер, умудряющийся, чтобы дела его жизни сливались в единый многоголосый хор без фальши.

Присутствовало на первых порах опасение, что Брусиловский, как многие знаменитости, подавит собой. Ан нет, он ворвался в жизнь и стал ее неотъемлемой частью. Это большое искусство. Радушно пригласил и принял в своей знаменитой Студии в Замоскворечье (самом сердце Москвы). Мне посчастливилось записать только малую толику его воспоминаний и рассказов, увидеть ничтожную часть его работ.

Ниже приводятся, собранные воедино и почищенные очерки, данные в хорологии встреч. Они несовершенны (если учитывать, что маэстро дал сотни интервью по всему миру), но есть в них драгоценные крупицы сохраненной, зафиксированной, но - живой жизни, о которой давным-давно писал Борис Пастернак.

Мне верится, что встречи продолжатся и появятся в виде новых очерков. Ведь для человека эпохи Возрождения не существует риска исчерпаться, а Брусиловскому это точно не грозит.

       В гостях у Брусиловского

Доверительная беседа с художником, коллекционером, дизайнером, писателем, поэтом Анатолем Брусиловским

     Социальный сети! Как вы сегодня помогаете, стирая границы, позволяя узнать новое, вспомнить старое, в ранге «друга» начать общение с самыми разными людьми.

Комментарий за комментарием, письмо за письмом – налаживалась связь с Анатолем Брусиловским.

Кто не в курсе, вот что пишет о нем Википедия:

Родился 4 июня в Одессе. Член творческих союзов Художников, Журналистов и Фотографов России.

Долгое время работал иллюстратором книг и таких журналов как «Знание — сила», «Огонёк» и пр.

Работал в кино, в том числе над первым в мире полиэкранным фильмом «Наш Марш» (1970) и многими другими как художник-постановщик.

Ввёл в русский художественный обиход понятие «коллаж» (впервые использованный в газете «Неделя» в 1962 г.). Первый сеанс боди-арта, проведённый в студии художника в Москве, был документирован итальянским журналом «Espresso» в декабре 1969 г.

Известный мастер фотографии, запечатлевший уникальную галерею портретов деятелей русского нонконформизма — см. альбом «Пантеон Русского Андеграунда», фото и тексты художника, издание Русского Музея в СПБ, Музей Людвига и Галереи Гмуржинска 2004 г.

Принимал участие в подпольном сборнике «Метрополь» cерией рисунков "Путы".

Автор ряда книг, в том числе: «Время художников», «Студия», «Искусство жить», «Путы», "Душа Вещей", альбома "Пантеон Русского андеграунда" издания "Русского Музея" 2005г. и издания Российской Академии Художеств и Музея Современного искусства в Москве.

Автор коллекции уникальных ювелирных арт-объектов, впервые выставленных в 2006 году в Санкт- Морице в галерее Гмуржинска (Galerie Gmurzynska, Swiss).

Автор оформления и предисловия к книге пьес авангардного драматурга Михаила Волохова «Игра в жмурики».

Живёт и работает в Кёльне и Москве, имеет российское и немецкое гражданство.

 Это если короткой строкой обзначить какие-то факты из его биографии.

А мне очень долго хотелось задать Анатолю несколько вопросов. И задавал. Он писал ответы, иногда хлесткие – как удар, нелицеприятные. Например об искусстве:

Ситуация в русском искусстве критическая. Наглые и пошлые бездарности заглушают всё... Шестидесятники для них - злейшие враги - потому что талантливы, самобытны и достигли мирового уровня признания. Им такие воспоминания ни к чему. Завидуют и ненавидят. Всякие альберты и прочие "кабачки"... Увы!

 

Или, прочитав его «Студию», спрашивал его о других книгах и неизданном:

Осталось очень многое. Исторически важного и ценного.

Да и написано много. Но – негде издавать – издатели гонятся лишь за прибылью и издают всякую дрянь донцовых и марининых… Интеллектуальная литература нынче не в моде… Издатели требуют многие тыщи долларов, а распространять не желают. Или не могут.

В портфеле у меня – куча готовых текстов, книг, воспоминаний и персоналий.

И уже изданные книги – лежат у меня дома. Целыми тиражами. Магазины перестали принимать от авторов… Запрещено…

Вот такие дела.

Переписка продолжалась. Я обратился к нему с предложением сделать интервью (оговорившись – если Вам интересно). Он ответил:

Из чего вы взяли, что мне неинтересно?

Я за жизнь дал сотни интервью, снялся в фильмах и написал сам.

Просто, я всегда серьёзно подхожу к высказанному и к воспринявшему.

Поскольку мы не знакомы, я хотел понять – кому и зачем.

Ныне Гробман дал вам хорошую оценку, а я ему верю.

Так, что если соберётесь, то сделаем.

И  мы начали, вернее – Анатоль Брусиловский любезно отвечал, а я так и ограничился перечнем вопросов, за которые выходил лишь изредка.

И вот, позвольте Вашему вниманию представить первую часть беседы с Брусиловским. Пусть оно будет нестандартным:  хотя первый вопрос – традиционный, газетный, честь по чести...

Cпасибо, вопросы получил, они мне нравятся, всё по делу и ничего лишнего.

Буду отвечать частями. Хорошо продумывая, что говорю. Я не люблю ни «высокоумную» болтовню, где туману романтического подпускают, ни легковесный поверхностный трёп о том, о сём.

Ну, с лёгким сердцем, в дни Светлого Праздника Пасхи, помолясь, и осенив себя крестным знамением – начинаю!

– Детство у меня было совершенно счастливое и запомнилось очень хорошо. Помню я его день за днём и очень лелею эти воспоминания! Родился я, пожалуй, в самом красочном и своеобразном городе Российской империи – в Одессе.

«Есть город, который я вижу во сне, о, если б вы знали, как дорог, у Чёрного моря приснившийся мне, в цветущих акациях город…».

Это стихи моего дяди, поэта Семёна Кирсанова, начавшего жизнь в том же самом доме, на котором сейчас мемориальная доска поэта, я и родился. Отец мой был русским писателем,  и я смолоду был окружен литературными страстями, искусством и историей. Матушка моя происходила из богатой буржуазной семьи, хорошо знала языки, была типичной интеллектуалкой того времени – начитанность, политические пристрастия – самые левые, но, не дай Бог, не большевицкие! Народоволка! В доме была прекрасная библиотека, город был похож на Париж, Стамбул и Афины, море искрилось, друзья родителей – Багрицкий, Бабель, Катаев – да вся одесская цветущая проза и поэзия!

В семье я был единственным ребёнком, меня очень «развивали», занимались со мной, читали лучшие книги и настольной была роскошно изданная, с прекрасными цветными иллюстрациями – Библия – на английском языке! Летом меня с группой детей водила по Городскому саду бонна-француженка и мы болтали на языке. Зимой водили в кружок рисования в доме бывш. графа Толстого – сказочно красивый дворец, чудом сохранённый при большевиках. В жаркие дни семья жила на Большом Фонтане в Доме творчества писателей. На берегу моря, среди всезнающих писателей и их детей, на уютнейшей даче бывш. Ковалевского, с прекрасной кухней и заботливой обслугой – там и встретили войну. Люди были наивные, горюшка не знавшие, ничего не понявшие – и вдруг – война!

(*Всё это, но гораздо обширнее и подробнее, можно прочесть в моей книге «Студия» в повести «Папа, каким я его помню»)

Ну, вот, почин сделан!

Anatol Brusilovsky

 В Светлый день Пасхи мы начали, а ближе к Троице стали вырисовываться очертания нашей беседы. В какой-то момент я понял, что расшифрока и публикация очередного бумажного интервью не даст полного впечатления. Поэтому  слушайте Брусиловского, как будто и Вы были в его Студии, сидели с нами  в старинных резных креслах, пили кофе из древних чашек тончайшего фарфора.  Этот особенный тембр, с сохранившимися южными интонациями, этот артистизм заслуживают сохранения, как есть. Слушайте Брусиловского, ведь многие вещи уже никто кроме него не расскажет.

 Тут ССЫЛКА , где читатель слушает

http://www.agroxxi.ru/agroart/v-gostjah-u-brusilovskogo.html

        Сага Анатоля Брусиловского

Снова в Москве маэстро. И как можно упустить возможность и не повидаться с ним?

       Всех строже оценить умеешь ты свой труд. 

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен?

А. С. Пушкин

 

Раз и навсегда хотелось бы развенчать миф о самовлюбленности Брусиловского. Он жизнелюб, женщинолюб, прекраснолюб, человеколюб, еще много-многолюб. Просто у него в отличие от многих нынешних граждан развито чувство собственного достоинства, проще говоря – он себе знает цену. И это заслужил. И сам выбирает себе собеседников: не важно из высокопоставленных особ или из простых любителей жизни и искусства.

 

Да, у неподготовленного к общению с Брусиловским может возникнуть ощущение, что он нарцис – такой водопад острот, историй, анекдотов, актерского представления и  живой истории обрушит маэстро при встрече, что держись. Но разве это самовлюбленность?  Не одаривает ли вас Анатоль?

 

Его Студия-салон скрещение многих прямых-судеб, Кто только не перебывал в знаменитой Студии около метро Новокузнецкая. Об этом сотни раз писали журналисты со всего мира. Все, так называемые, художники-нонконформисты перебывали там– и Зверев, и Ситников, и Плавинский, и Немухин, и Мастеркова, и Рухин, и .... весь легион. А дипломаты, а актеры, а музыканты, а режиссеры?!

 

И при этом – какая самовлюбленность – он один взял в руки фотоаппарат и сделал ГАЛЕРЕЮ подпольных художников и литераторов, уникальное собрание, сотни портретов героев тех дней. Где ты издатель? Черно-белая летопись лежит в чемодане, а нынешние равнодушные и нелюбопытные... Что уж!

 

Я влюблен в эту речь, этот тембр. Читаю его ежедневные записки и я могу побывать в недоступных мне экзотических краях. А уж южный юморок!

 

“Пекинские прогулки всегда приводят в Запретный город, Гугун. Ну и вокруг его - сады, каналы, павильоны сложного назначения, склонившиеся ивы и ощущение вечной ранней-ранней весны человечества. Местная публика благожелательная, но до улыбчивого Бангкока и ласково-предупредительного Бали - далеко...

Ханьцы (а это ядро народа) привыкли за пять тысяч лет считать себя великими и неповторимыми. За это время можно привыкнуть к такой мысли. А все народы вокруг - включая нас с вами и тех, что за океаном - считать варварами, белыми дьяволами, уродцами, со смешной бородой и басовитым голосом. До сих пор подбегают пощупать - настоящий ли варвар!  Хохочут, тыкая пальцами, трогают бороду... Дети -откровенно презрительно, пренебрежительно. Всё не-китайское - смешно и глупо!

Зато мне - одни восторги! Любуюсь...»

Или такой комментарий к фотографии.

«Сорок лет назад!

Абсолютное счастье.

За окном безобидный глупый совок. Но он не страшен свободному человеку!

Свобода достигается полным погружением в творчество, в созидание! Вокруг много занятных людей, не обременённых сложными обстоятельствами жизни. Многие нигде не работают, живут общением, идеями, весёлыми кутежами в мастерских, жить легко, весело. Никто не замахивается на несбыточные иллюзии. Жизнь проста и занятна...

Интерес к искусству огромный, художники - герои дня, вон Хрущ как их облаял! Большевизм - у издыхания, никто не верит в их дурацкие идеи, все посмеиваются - и живут без забот...»

 

В “Немухинских монологах” вспоминает художник Владимир Немухин своеобразную позицию Брусиловского: 

 

«Ах, контора, контора, «кагебуля», она изо всех сил старалась внести свою посильную лепту в рекламирование русского авангарда!  Никто ее особенно не боялся».

Я ему верю, он (Брусиловский) живет творчеством, любит и умеет ценить живую жизнь. И умеет радоваться – за себя и других.

 Почему о нем так скупо, а порой и ничего, - пишут в книгах о нон-конформистах? Почему современники только в беседах, когда разговоришь их, рассказывают о феномене Брусиловского?  Может это зависть, неизжитая обида (из области – ему все, а мне...)?

Красивый и успешный мужик, который поставил Москву на уши, который работал в разных техниках и везде снискал признание. Почему к чужому успеху мы так болезненно относимся? Плебейство. Как не крути, ПЛЕБЕЙСТВО.

Сейчас он патриарх – живет «по всему миру», делает, что хочет, говорит – что считает нужным. Он заслужил.

 Его можно любить, можно ненавидеть. Это личный выбор каждого, но прежде чем сделать выбор – попробуйте понять и оценить этого необыкновенно целостного человека. Я, например, не могу понять, кого в нем больше люблю: личность-человека или личность-художника.

 

У интересного человека интересен даже быт. Мы говорили о его студии – судите сами:

 «25 лет назад в Америке вышла книга под названием "Лучшие дома России". Там были дворцы, Царское село, Павловск, дома-музеи Пушкина, Чехова, Горького, Ленина... Также там была статья обо мне, моей Студии и моих коллекциях с многочисленными иллюстрациями. Книга пользовалась огромным успехом, была переведена на многие языки, в том числе и на немецкий. Представляю вашему вниманию».

То что он интересен публике – масса людей на выставке «Кабинетная скульптура», где он поучаствовал, работая в тандеме со скульптором Мильченко.  Народ шел, значит «не заросла» народная тропа.

Хочу приоткрыть вам тайну. Этот очерк написан – как запевка перед уникальной публикацией аудио-визуального проекта, связанного с Анатолием Брусиловским.

Тут ССЫЛКА

http://www.agroxxi.ru/agroart/saga-anatolija-brusilovskogo.html

Посмотри в его глаза

Новый разговор с Анатолием Брусиловским. Какой он? Загляните ему в глаза 

 В нашу очередную встречу я сказал, что хотел бы разместить его портреты разных периодов жизни. Подобную галерею я видел: собранные в одну книжку фотографии писателя Ивана Бунина производили ошеломляющее впечатление. Тут конечно важно, чтобы можно было бы смотреть человеку в глаза - в зеркало души. Анатолий Рафаилович любезно согласился, и помимо записанного монолога - сделана галерея фотоснимков. Получилась философия. Надеюсь, что, если уж не ошеломлящее, хотя бы яркое впечатление она на вас произведет. Слушайте монолог Брусиловского и разглядывайте снимки. А впереди нас с вами ждут новые встречи. 

 

Тут ССЫЛКА , где читатель смотрит и слушает

http://www.agroxxi.ru/agroart/posmotri-v-ego-glaza.html

http://v-vysotsky.com/vospominanija/Brusilovsky/text.html

Интернет-ссылки

Ежемесячная Газета Вернисаж
«Art Jewellery по-русски», Карина Горелова

Ежемесячная Газета Вернисаж
«Генератор идей Анатолий Брусиловский», Ирина Осипова

Независимая Газета
«Жизнь – это мясо, искусство – просто гарнир», Вероника Чернышева

Совершенно Секретно
«Я жил не как все», Леонид Велехов

Итоги.ru
«Декоратор», Федор Ромер

К2Kapital
«Провокационная ювелирка», Владимир Тесленко

DESILLUSIONIST
Aнатолий Брусиловский. Первый в мире боди-арт, Мария Гадас

Фильм Лилии Вьюгиной "Кино о прошлом. Портрет эпохи мастерских"
Михаил Гробман вместе с Анатолием Брусиловским, Евгением Бачуриным рассказывают не о себе, а о других участниках Второго русского авангарда.

 

Анатолий Брусиловский
Анатолий Брусиловский

 

 

 

 

Концепция сайта:
www.crossmind.de
В
идеосъёмка:
www.kreativfilmer.de

Фотосъёмка:
www.unvergessliche-augenblicke.com